Семинар проводится с целью информирования представителей образовательных организаций Казанского федерального университета о преимуществах и возможностях онлайн-обучения, технологиях и процессах создания онлайн-курсов, возможных моделях и подходах использования онлайн-курсов в образовательной деятельности.
В Институте психологии и образования второй день проходят методические семинары по изучению возможностей использования и внедрения современных образовательных технологий при создании онлайн-курсов.
Не только преподаватели институтов Казанского федерального, но и коллеги из Казанского государственного энергетического университета, Казанской государственной медицинской академии, ряда колледжей выразили желание познакомиться с цифровым образовательным ресурсом по дисциплине «Практики интерактивного обучения», презентованным доцентом кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Инной Головановой.
По словам эксперта, онлайн-курсы — современный формат образования, стремительно развивающийся и приобретающий все большую аудиторию. Его популярность легко объяснить: это и огромный выбор разных дисциплин и направлений подготовки, и отсутствие каких-либо формальных требований для участия, и возможность заниматься в индивидуальном режиме — в любое удобное время.
Преподаватель ИПО поделилась со слушателями методикой встраивания онлайн-курса по дисциплине в образовательный процесс. Речь шла об эвристической технологии обучения.
"Данная технология, - отметила доцент, - развивает у обучающихся способности понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности; систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске; адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты; прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность".
Отметила преподаватель ИПО содержательную специфику цифрового контента для применяемой образовательной технологии:
"Технология эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных "правильных" ответов. Цифровой контент обеспечивает многоаспектность изучаемого материала, благодаря чему реализуются такие принципы эвристического обучения, как принцип личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметности образования".
Среди достоинств эвристической технологии лектор отметила активизацию мыслительной деятельности обучающихся, повышению интереса к изучаемому материалу:
«Только преподаватель, анализируя достоинства и недостатки технологий обучения, способен сделать ту или иную технологию интерактивной», – подчеркнула Инна Игоревна.
Среди недостатков - увеличение затрат времени, индивидуальные различия обучающихся (многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы педагога; часто активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные студенты, остальные – пассивны).
Слушателей в первую очередь интересовал вопрос, какой должна быть структура разрабатываемого курса.
По словам Инны Игоревны, рабочая программа курса должна включать в себя конспект лекций, методические рекомендации для студентов и преподавателей, интерактивную образовательную среду, литературу, вопросы для подготовки к зачету, глоссарий, новостной форум и видеолекции.
Инна Игоревна уточнила, что онлайн-курсы могут размещаться на платформах Moodle, iTunes, YouTybe.
Преподавателей КФУ также интересовало, каковы перспективы развития цифрового образовательного ресурса.
«В онлайн-образовании сейчас время экспериментов. Нет единого стандарта качества, и никто пока не знает, как правильно. Если вы разбираетесь в форматах и технологиях, то сможете гибко подойти к разработке своего курса и оптимально выбрать инструменты», – резюмировала И.Голованова.
Напомним, методические семинары по изучению возможностей использования и внедрения образовательных технологий при создании онлайн-курсов проходят в Институте психологии и образования КФУ в рамках проекта «Использование современных образовательных технологий в цифровых образовательных ресурсах» с 21 января по 1 февраля.
Начало семинаров 11.50 в аудитории 322 на ул.М.Межлаука, 1.