Ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета разработали новый метод психодиагностики особенностей содержания социализации детей с аутизмом.
С каждым годом количество детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» увеличивается. Сложности, связанные с аутизмом, касаются чаще всего сниженных возможностей детей соблюдать и понимать правила поведения, а также вести себя в соответствии с эмоциями других людей и контролировать свои собственные. Существующие методы не всегда учитывают все контексты развития ребенка с аутизмом и его семьи.
Ученые ИПО разработали новый метод психодиагностики особенностей содержания социализации детей с аутизмом. Исследование проведено в рамках проекта «Прогностическая способность дошкольников с РАС как ресурс социализации: модель детекции» (2022–2024), поддержанного Минобрнауки России, а также программы «Приоритет–2030» КФУ.
Научным руководителем проекта является заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Анна Ахметзянова.
«Метод включает в себя основы комплексной диагностики регулятивного, когнитивного и коммуникативного компонентов поведения ребенка и его развития с учетом сфер его социализации, таких как "родитель", "взрослый", "сверстник", и виды его деятельности: "организованная" и "свободная"(игровая)», – ввела в курс дела А. Ахметзянова.
Исследование направлено на получение информации о навыках прогнозирования у ребенка. Прогнозирование как одна из первичных функций мышления помогает адаптироваться к окружающим, изменяющимся условиям внешнего мира. В зависимости от его особенностей развития теперь можно не только измерить, но и разработать ряд рекомендаций по совершенствованию приемов и программ психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
«Эффективность диагностики с помощью нового метода показали исследования, в которых приняли участие порядка 100 детей в группах с особенностями развития (с особыми потребностями)», – констатировала научный руководитель проекта.
Методика ученых Казанского университета апробирована в детских садах Казани, в том числе в специализированном дошкольном учреждении КФУ «Мы вместе».
Исследование показало, что выполнение заданий методики доступно только после предварительного знакомства с детьми. Некоторые из них не шли на контакт, отказывались выполнять задания, с трудом удерживали инструкцию, не могли сконцентрировать внимание на задании.
«Основные трудности возникали при удержании внимания детей, поддержании интереса к выполнению заданий. Дети часто соглашались работать со взрослым только после вознаграждения. В ходе выполнения заданий они не всегда понимали просьбу продолжить историю, повторяли описание инструкции, часто отвлекались на посторонние звуки и шумы, – отметила она. – Большинство детей не смогли выполнить задание до конца, прогноз развития событий был доступен лишь для нескольких участников. Подавляющее большинство продолжали описывать происходящее на представленных картинках».
Адаптация диагностических материалов для работы с детьми с РАС включала следующие шаги: упрощение инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; сложные для понимания ребенка с РАС слова инструкции были заменены на более простые; разработаны два варианта работы с ребенком в зависимости от уровня когнитивного и речевого развития.
Подчеркнем, исследования по разработке и апробации самой методики изучения структурно-функциональных характеристик прогнозирования «Прогностические истории» (для дошкольного возраста) проводятся с 2010 года на базе учреждений специального и инклюзивного образования Татарстана и за ее пределами у более 200 детей с особыми потребностями / с особенностями развития / с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевыми нарушениями.
Первые исследования, которые касаются особенностей прогнозирования категории детей с РАС, начали проводиться в 2018 году в инклюзивных образовательных дошкольных и школьных учреждениях республики совместно с магистрантами Института психологии и образования.
Результаты легли в основу методического и учебного пособий, монографии. Психологический подход к детекции прогностических способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра был описан в Международном научно-исследовательском журнале.
Кроме того, на реализацию Научно-исследовательского проекта «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель» был выделен грант РФФИ.