Чем объяснить, что пять лет подряд падают доходы граждан России, и можно ли что-то сделать здесь и сейчас, в отдельно взятом Татарстане, чтобы остановить эту тенденцию? Эти вопросы обсуждались на очередном заседании дискуссионного телеклуба «Универ ТВ» в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
Ведущий клуба, известный журналист Юрий Алаев предложил рассмотреть проблему от общего к частному, с макроэкономического уровня до уровня предприятия малого и среднего бизнеса, но очень скоро выяснилось, что разделить эти уровни по существу невозможно, настолько все переплетено в реальной жизни.
Тем не менее эксперты – а ими стали доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох, первый заместитель председателя ТПП РТ Артур Николаев, заместитель председателя Гильдии малого и среднего бизнеса Казани Евгений Иосипов и владелица крестьянского фермерского хозяйства Елена Белоглазова – постарались последовать предложенной схеме.
С точки зрения профессора Коха, причина снижения реальных располагаемых доходов граждан кроется в том, что пять лет назад (в силу событий в Крыму) экономика России оказалась отрезана от дешевых кредитов из-за рубежа, при том что взятые ранее кредиты приходится обслуживать и отдавать. То есть денег в экономике стало заметно меньше (эксперт оценил потери в сумме около $200 млрд), а решать задачи «новой индустриализации», или реиндустриализации, все равно надо, и государство вынуждено было пойти на то, чтобы изыскивать недостающие финансовые ресурсы в кошельках граждан.
Тут последовал уточняющий вопрос ведущего: а насколько же эффективными оказались инвестиции, сделанные за счет ранее полученных кредитов, где добавленная стоимость от инвестиций? Игорь Кох деликатно дал понять, что да, далеко не всегда привлеченные ресурсы использовались эффективно.
От этой точки разговор повернул в русло осмысленности действий федерального правительства. Как образно заметила Елена Белоглазова, рассказывая о балансировании своего хозяйства на грани рентабельности, сначала власти строят мостик через реку – он корявый, шаткий, но есть, а потом – года не проходит – принимают решения, которые этот мостик сносят напрочь, и вот такая непоследовательность совершенно убивает бизнес.
Тезис проиллюстрировал примерами из жизни малых предпринимателей Казани Евгений Иосипов. Он рассказал, что если несколько лет назад человек мог получить в аренду участок земли, поставить на нем торговый павильон, начать раскручиваться, а когда срок аренды подходил к концу, то мог без особого труда продлить его еще на пять лет (то есть имел приличный горизонт планирования и мог развиваться), то недавняя новация от Минпромторга РФ предписывает такому предпринимателю каждые пять лет заново участвовать в аукционах на право аренды участка. С совершенно неясными последствиями, но очевидными обременениями. Все, мостик снесен, предприниматель лишился источников дохода (как и работавшие на него люди), потребительский спрос, пусть на мизерную величину, но сократился. Но таких ведь миллионы по стране, с горечью заметил эксперт, и во что это выливается?
Это выливается в том числе и в то, заметил Артур Николаев, что у молодежи пропадает желание заняться бизнесом. По замерам Торгово-промышленной палаты, готовность к такому поприщу пять лет назад высказывали 8 процентов молодых людей, а в 2018 году таких осталось только 2 процента. Тем не менее, отметил зампред ТПП РТ, федеральные нормативные акты по определению имеют некий люфт - тот зазор, которым, если действовать инициативно и умно, могут воспользоваться власти субъектов федерации, чтобы, по крайней мере, демпфировать негативное воздействие на малый и средний бизнес. Однако настоящая проблема возникает, когда предприниматели обращаются к банкам за кредитами. Огромное количество ограничений, требований к ликвидности залога, к поручителям делают кредиты, по существу, недоступными, констатировал Артур Николаев. Он высказал мнение, что крайне необходимо создать особые условия деятельности для фондов поддержки МСБ и в частности – для банка МСБ. Созданный специально в интересах малого и среднего бизнеса, этот банк работает сегодня в рамках общих требований Центробанка РФ к системе, и назрели законодательные изменения в этой части. Инициировать их мог бы парламент Татарстана, обладающий правом законодательной инициативы.
Интересный поворот произошел в дискуссии, когда из зала последовало предложение создать конкурентную среду в органах власти. «Вы что же, хотите, чтобы было несколько правительств?» – спросил в ответ один из экспертов, и все дружно рассмеялись. Но тут же посерьезнели, когда ведущий заметил, что в странах западной демократии так по сути и есть: есть конкурирующие политические партии, и у тех, кто находится в оппозиции, есть свои так называемые теневые правительства – со своими программами, отраслевыми министрами… У партий, называющих себя оппозиционными в России, пока дело ограничивается декларациями и громкими лозунгами.
На этой ноте и разошлись.