В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялось очередное заседание телевизионного дискуссионного клуба на тему «Розничная онлайн-торговля. Перспективы глобальные, национальные и региональные».
В обсуждении приняли участие: министр экономики Республики Татарстан Фарид Абдулганиев, проректор КФУ по инновационной деятельности Дмитрий Пашин, директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко, вице-президент по логистике и цепям поставок OZON Андрей Павлович, а также руководитель B2B платформы Группы компаний «Яндекс.Маркет» Илья Никаноров.
Крупнейшие операторы онлайн-торговли заявили о планах строительства логистических комплексов в Татарстане, что значительно упростит доступ татарстанских производителей к современным онлайн-площадкам. В начале своей речи глава Минэкономики Татарстана Фарид Абдулганиев рассказал о предпосылках выхода на рынок республики таких крупных игроков, как OZON, Wildberries и Яндекс.Маркет. Первой причиной, по словам министра, является валовый региональный продукт Татарстана, а именно 2 триллиона 440 миллиардов рублей.
«Из них высока доля оптовой торговли. Оборот розничной торговли в Республике Татарстан составляет 917 млрд. рублей», - констатировал он.
Ф.Абдулганиев обратил внимание на то, что, несмотря на особое внимание и всевозможные меры поддержки бизнеса, «узкой поддержки логистики и интернет-торговли на сегодняшний день нет».
«Это для нас новый вызов. Мы к нему отчасти были готовы, но заточить этот инструмент поддержки нам еще предстоит», - заявил глава Минэкономики Татарстана.
Он также отметил, что в Российской Федерации доля интернет-торговли составляет 1,7 процента, в Татарстане – 1,43 процента.
Спикеры пояснили, что Татарстан привлекателен своей готовностью с экономической точки зрения, а также земельными ресурсами.
«В первую очередь строительство логистических комплексов даст новые рабочие места. 100 кв.метров даст приблизительно 5 тыс. рабочих мест (административный персонал и рабочие)», - сказал Вячеслав Иващенко.
По словам Андрея Павловича, благодаря созданию хаба компании OZON в республике, а именно, в Зеленодольске, появятся еще 2000 рабочих мест. В свою очередь руководитель В2В платформы Группы компания «Яндекс.Маркет» Илья Никаноров отметил, что их хаб предполагает порядка 500 рабочих мест.
«Технологию автоматизации можно использовать как рычаг. Важно сосредоточиться на создании конкурентного продукта, который завоюет рынок. У малого и среднего бизнеса огромное количество «головных болей». Он не должен заниматься логистикой, не должен создавать свой сайт, заниматься хранением – это все совершенно спокойно сделают «гиганты», - считает Никаноров.
Дискуссия обрела иной фон, когда была затронута тема профессиональных кадров.
«Квалифицированные сотрудники сейчас – это огромная проблема. В части логистики подготовка кадров - это важно», - добавил он.
Говоря о ключевых навыках, И.Никаноров выделил следующее: общая адекватность; широкий профиль (симбиоз гуманитария и технаря), умение принимать рациональные решения; желание работать – нужно приносить пользу миру, получая от этого удовольствие.
В диалог вступила завкафедрой маркетинга ИУЭиФ КФУ Наталья Каленская. Она призвала обратить внимание ритейлеров к вопросу о потребительской ценности.
«Можно сделать прекрасную инфраструктуру, подготовить кадры, но потребитель голосует своим кошельком. Сейчас он страшно циничен», - подчеркнула она.
В завершение заседания свой вопрос спикерам адресовал проректор КФУ Дмитрий Пашин.
«Любая технология рано или поздно «заканчивается». Закончится и технология IT-продаж. Что придет на смену вашим технологиям?», - обратился он к гостям шоу-рума.
Андрей Павлович высказал предположение, что все цепочки будут сводиться к тому, чтобы сократить промежуток времени между мыслью о покупке чего-либо до получения товара.
«E-com – это симбиоз IT-технологий, математики и физического процессинга. Как это будет происходить – жизнь покажет. В этом векторе точно будет движение вперед», - ответил вице-президент по логистике и цепям поставок OZON.
В одном спикеры сошлись однозначно – через десять лет мы будем жить в эру совершенно другого формата заказа. В частности, по мнению И.Никанорова – в эру голосовых помощников.